Ангелы и демоны. Интерьер как философия бытия.
01.10.2012
Ангелы и Демоны. Интерьер как философия бытия. На чьей Вы стороне ?
Авторы - архитектор-дизайнер Евгения Рожкова, дизайнер Наталия Струк.

neosurrealismart.com_.jpg
 
   Говорят, что мы, люди нового времени, очень уязвимы, нас преследуют стрессы и неуверенность в завтрашнем дне. Кто-то стремимся стать сильнее за счет своего Ангела-хранителя, а кто-то считает, что обрести могущество и уверенность можно только зная своего Демона в лицо. Рокировка светлых и темных сил менялась на протяжении эпох, противостояние света и тьмы не прекращалось никогда, продолжаясь по сегодняшний день.
   При чем здесь интерьер, спросите Вы? Человеческое жилище отражает наш внутренний мир и духовное состояние больше,чем мы думаем. Вспомните, в какую сторону меняется Ваше настроение, когда Вы смотрите фильм "Мастер и Маргарита" с его мрачными богато обставлеными комнатами? А что вызывают у Вас старые классические фильмы о французском или итальянском провансе - умиление или скуку? На чьей стороне Вы чувствуете себя в своей тарелке, создавая свой дом, выбирая стиль для своего жилища? Под таким необычным философским углом мы решили условно поделить стили интерьера на два лагеря - светлый и темный, совершив увлекательный экскурс по истории дизайна. Не бойтесь,читатель, приоткройте завесу собственной сущности, познакомтесь со своими Ангелами и Демонами. 


Ангелы. Стили интерьеров, вдохновителями которых, на наш взгляд, были символы любви, добра и света.

Прованс, (с фр. провинция) – провинциальный стиль Франции XIX в.

provance_clip_image010.jpgПрованс.jpg прованс1.jpg

    Этот стиль также называют французским кантри, что воплощает дух Франции, стремление к простоте и легкости, органичности  и уюту. Прованс – это южная провинция, с великолепными пейзажами, вкусной кухней с особыми специями, ароматным кофе, невероятно синим Средиземным морем и ярким солнцем.
    Многие художники и поэты были влюблены в Прованс – Матисс, Пикассо, Поль Сезанн. Ван Гог писал о нем: «природа здесь такова, что начинаешь чувствовать, что такое Цвет».
     Все эти краски отражаются в интерьере, но в приглушенной, спокойной природной гамме. Основные элементы стиля Прованс : потертая состаренная мебель, полотняные чехлы или обивка с цветочными принтами, домотканые дорожки и покрывала, кованый декор, балки на потолке. Светлая цветовая гамма, выцветшие, пастельные цвета, белый, молочный, бежевый, цвет лаванды, морских волн, охры, подсолнуха, терракоты, характерно также сочетание пастельно-голубого и нежно-желтого цветов, символизирующее цветущие луга Прованса. Толстостенная  деревенская керамика, фигурки ангелочков .  На полу покрашенные или необработанные доски или плитка, мозаика и майолика. Стены отделаны нарочито грубо, это может быть неровная штукатурка или  рельефные обои с  нежным цветочным принтом.  Легкость и изящность во всем, очарование стариной и неспешностью разморенного южным солнцем бытия.
   Провинциальная простота деревенской жизни, граничащая с девственностью. Все простое  и без изыска, но тщательно подобранное с любовью не одним поколением. Райский уголок для душевной гармонии и светлых мыслей, возвращение к истокам природы и теплый комфорт старины. 

Средиземноморский стиль.

Средиземноморский3.jpg medi_1.jpg

     Стиль умиротворенности и покоя, моря, солнца и буйной растительности. Романтическая  и непринужденная  атмосфера приморских городков без пафоса и перегруженности.  Характерен для портовых и курортных городов Италии, Греции, Испании, Турции, Туниса, Алжира, севера Египта и Марокко. Средиземноморский стиль – это сочетание античных мраморных элементов с керамикой, крашеная   в яркие цвета деревянная  мебель, часто с коваными элементами, растительные и морские орнаменты, натуральные материалы.
  Никакой роскоши, только простота и практичность. Основные цвета: приглушенные “цвета земли”, белый, серовато-черный, оттенки земного и голубого.
История этого стиля насчитывает немногим больше пятидесяти лет и берет за основу простой образ жизни и привычки обитателей приморских регионов Средниземноморья. В целом он очень схож с кантри, но имеет свои отличительные особенности.
  Главным принципом считается простота, использование по максимуму подручных средств и фантазии. Это грубая приземистая деревянная мебель, крашенная в яркие цвета, из массива сосны или дуба, плетеная ротанговая мебель, а также из тростника и камыша. Очень популярна кованая мебель, или с металлическим каркасом, ножками, в сочетании с плетеными сиденьями и спинками, столешницы из изразцов и мрамора. В интерьере кухни отличительной чертой являются открытые полки - стеллажи, на которых выставлена  напоказ расписанная вручную  керамика с изображениями лимонов и винограда. Стены и потолки матовые, фактурные, с претензией на рукотворное исполнение, окрашенные или оштукатуренные, с росписью или фресками, облицованы плиткой и мозаикой, но главный принцип один – небрежное исполнение, hand-made.
В средиземноморском интерьере заключен принцип свободы и вечного праздника, непринужденность и простор, умиротворение летней сиесты и торжество солнечного света.


Модерн,   (фр. moderne — современный).

модерн2.jpg modern11.jpg

Художественное течение конца XX – начала XXI века в Европе, как объединяющее передовые веяния в искусстве.
Главной отличительной чертой Модерна является отказ от прямых линий и углов в пользу природных, обтекаемых и плавных форм, повсеместное использование растительных орнаментов, внедрение новых технологий  и расцвет прикладного искусства. Философия динамического равновесия означает простоту и функциональность в сочетании с эстетством, воспевание природных форм и орнаментов в виде переплетенных ветвей растений и фигур животных насекомых в исполнении из новых материалов. По всей Европе этот стиль распространился под разными именами: во Франции это Art nouveau (дословно Новый стиль), в Германии  - Jugendstil (Молодой стиль), в Австрии – Сецессион. Английский вариант Модерна более сдержан и лаконичен, в России ярко выражен в архитектуре.
    В интерьере стиля Модерн все подчиняется плавно изогнутой волнообразной линии, перетекающей по стенам и потолку, перекликающейся в формах  мебели и отделке. Стилизованные растительные узоры, гибкие текучие металлические заросли, сочетание необычных материалов, техник и цветов: дерева, металла и стекла, мозаики и витража, фарфора и бетона. Такой интерьер обязательно должен иметь живую, динамичную сущность, дышать и объединять  одним мотивом, начиная от порога и заканчивая мелким декором. Это как фантазия на заданную тему, перетекающая самым неожиданным и вместе с тем последовательным образом по всему помещению, включая все детали.
Благодаря развитию современных технологий, современный стиль Модерн имеет неограниченные возможности, благодаря богатству сочетаний разных материалов. Главное – помнить, что думать стоит только в одном выбранном направлении, не ограничивая при этом свою фантазию.

Арт-нуво, Ар-нуво (франц. L’Art Nouveau – Новое искусство.

Нуво-888.jpg артнуво1.jpg


      Флористическое, декоративно - орнаментальное французское течение стиля Модерн, трансформировавшееся в самостоятельный популярный стиль и в наши дни.
      Это один из красивейших мировых стилей, который прославили и популяризировали признанные гении: Антонио Гауди со своими причудливыми бессмертными творениями , Гектор Гимар, создавший решетки парижского метро, Луис Комфорт и Тиффани, создатели витражей,и мн.др.
        Возвращение к природе – главная философская нить этого стиля. Символами являются цветы цикламена, водяные лилии, ирисы, водоросли, их изображения стилизованы и чем-то даже схожи с готическими статичными орнаментами. Одновременно очень сильно прослеживается веяние Востока. Фирменный знак линии Арт нуво - “Удар бича” Германа Обриста на портьере 1895 г. стал фирменным росчерком и визитной карточкой данного стиля, узнаваемый с первого взгляда, поскольку присутствует основным мотивом как в конструкциях, так и в декоре, узорах текстиля и создании мебели. Основным является культ линии и органической силы растений, национальная символика страны, сочетание правильных прямоугольных геометрических форм с изогнутыми растительными линиями. Цвета черный, зеленый и голубой. Растительные мотивы в мебели  и декоре. Все окна и двери, а также другие конструкции украшены арками, стилизованными  под  растения. Как и в Модерне, обязательно присутствует концепция «непрерывного перетекающего пространства». Такого пространства, кажущегося не сотворенным человеком, а природными силами воды и растений. Никаких острых углов, только обтекаемые мягкие формы, никаких посторонних неприродных цветов, только оттенки воды и растений.
Волшебный мир природной гармонии и совершенства, идеализированная  реальность, полная нежности и любви.

Рококо (от фр. rocaille — декоративная раковина, ракушка).

рококо12.jpg rococo5.jpg

    Стиль, возникший во Франции в начале XVIII века.
Рококо  -  это ода гедонизму и любовным утехам, праздному времяпрепровождению и утонченности.
Изысканный и вычурный стиль в интерьере, последовавший после барокко, но отличающийся от первого нежными пастельными цветами и будуарным шиком.
Очень декорированные интерьеры в стиле Рококо изобилуют росписями с изображениями мифологических любовных сцен, использованием серебра и позолоты, тонкого китайского фарфора и аквариумных золотых рыбок, вычурной мебелью и передвижными ширмами, трансформирующими пространство и создающими ощущение алькова или будуара. Богатая лепнина и позолоченные орнаменты, резные панели и  зеркала, жемчуг и позолота, бронза и  хрусталь. Комнаты должны дышать эротизмом и уютом, завлекать и манить роскошью, как правило, они должны быть со скругленными углами или овальной формы. В декоре используются также гроты и фонтаны, китайские домики.
Женским идеалом этого стиля была женщина-подросток, мечта будуара. Так и весь интерьер в целом должен создавать впечатление ассиметричности, динамичности и игривости, быть очаровательным и насмешливым  в каждой мелочи и в целом.
 Рококо – стиль, основанный на деталях. Поэтому комната должна напоминать шкатулку с драгоценностями. Ассиметрично развешенные зеркала и картины, свечи и канделябры, вычурная лепнина и люстры, шелковые подушки и пуфы, часы, фарфоровые статуэтки ширмы – без этого не создать настоящую атмосферу праздника жизни, символизирующую Рококо.


Скандинавский стиль.

colorful-living-room-design.jpg color-tips-for-small-rooms-3-500x404.jpg

    Простота и функциональность, натуральность и естественность, красота без излишеств и затей характеризуют скандинавский стиль как один из самых милых и уютных сердцу.
Ключевым  признаком этого стиля является король цвета – белый и все его оттенки, это касается как цвета стен, так и мебели, декора, текстиля.  Мебель в основном из светлых пород, отличается максимальной вместимостью,  функциональностью и простотой, поскольку скандинавы стремятся по максимуму освободить пространство для свободы передвижения и света. Свет же играет решающую роль в организации пространства, все подчиняется этой идее – впустить и рассеять как можно больше солнечного света, поэтому окна украшают легкими шторами и занавесками по минимуму, и повсюду используют как можно больше стеклянных и светоотражающих поверхностей.  Посуда, столешницы, декор также часто выполнены из стекла и хрусталя, но при этом никакого налета роскоши, все обыграно с присущим  этому стилю неповторимым шармом естественной простоты и тонкого вкуса. Только в этом стиле можно органично соединить старую потертую мебель , кованые подсвечники, хрустальную люстру и яркое дизайнерское кресло, живопись современных художников на белых стенах и облицованную керамикой знаменитую скандинавскую дровяную печку.
  Ощущение легкости, свежести и чистоты, лаконичность и тонкий вкус сделал скандинавский стиль любимым для многих, это стиль  как для консерваторов, так и для любителей новых современных тенденций, но главное, для людей, стремящихся жить в окружении добра и света.

Японский стиль.

Japanese-style-wallpaper-1366x768.jpg Япония.gif

   Духовное, преобладающее над  материальным, но выражающееся через него. Стремление к душевной гармонии и самосозерцанию собственного мира, медитации и умиротворению. Соблюдение равновесия  стихий Инь и Янь – все это лишь некоторые характеристики сложной и глубокой Восточной философии и образа жизни.
Стремление постичь восточную философию все больше становится популярным по всему миру. Японский стиль завораживает необычностью, изысканной и тонкой аскетичностью и загадочной простотой. Да-да, именно загадочной, ведь интерьер в японском стиле – как шкатулка с секретом, - не знаешь, где отодвинется стена и откроется новый вход или выход, жилище - трансформер.  Отсутствие стен и использование вместо них легких изящных ширм и перегородок из бумаги, бамбука или стекла  – типично для Японии исторически, ведь японцы как никто знают толк в грамотном использовании пространства  и быстрой мобилизации при землетрясениях или цунами.
Фантастическое умение играть и управлять светом и пространством, минимум вещей и натуральные материалы – все эти качества создают особую духовную атмосферу  жилища. Чистое пространство – чистые помыслы. Чтобы понять и прочувствовать красоту пустоты японского интерьера, нужно не просто быть приверженцем минимализма и экологических материалов, но и  понимать особое восприятие мира на Востоке, культуру интровертности и концентрации чистой мысленной энергии, гармонии тела и духа.
В  таком интерьере должны быть соблюдены два основных правила – природная естественность и абсолютная упорядоченность. Человек, живущий в японском  интерьере – не выносит хаос и суету внешнего мира, любит покой и одиночество, медитацию и стремится к духовному совершенству.



Демоны. Стили интерьеров, отражающие темную сторону человеческой сущности.

Ампир, (от французского “empiere”, империя).

Ампир_111.jpg ampir051.jpg

      Стиль, объединивший в себе черты классицизма, античности и древнеегипетских мотивов, насаждаемый сверху императором Наполеоном Бонапартом, стремящимся показать во всей красе всю мощь и помпезность своей власти и продемонстрировать военные трофеи. Роскошь и богатство Древнего Рима и египетских фараонов не давали покоя императору Франции, поэтому император окружал себя монументальными, почти театральными декорациями, в которых перемешались все лучшие достояния исторического наследия – жесткость и величие древнеримской культуры, лиризм  древнегреческих мотивов, выраженный в классических элементах архитектуры, скульптуры и керамики. Вдохновленные также мощью и величием Древнего Египта, французы стали окружать себя новыми предметами мебели, росписями египетских гробниц, изображениями сфинксов и пирамид, звериными шкурами. Призывая благоговеть и поклонятся величию военных подвигов, в этом стиле щедро и повсеместно демонстрируется  военная атрибутика: оружие, скрещенные мечи, военные доспехи, картины с батальными сценами военных походов по Европе и Африке.
 Особенности стиля Ампир. Четкие формы оригинальной отделки и тяжелые украшения, дорогая ткань вместо обоев. Тяжелые драпировки, металлический декор, старинные настенные ковры и картины в украшенных рамах. Низкая вытянутой формы мебель с гнутыми ножками, напоминающими лапы льва или грифона, характерны накладки, отделанные  бронзой и позолотой, с узорами в виде скрещенных мечей или копей, щитов, шлемов и лавровых венков, как правило, черная, каштановая или красного дерева.  Высокая мебель не приветствуется, формы  кресел низкие и широкие, часто с кожаной обивкой.  Стали вновь очень популярны комоды, настольные лампы с тканевыми абажурами.
Выбирающий жилище в стиле Ампир – это хозяин ларца с сокровищами, любоваться которыми он предпочитает в одиночестве, лишь изредка давая возможность другим вкусить частичку величия его мира.

Авангард, (от французского “avant-garde”, “передовой отряд”).

Авангард_11.jpg inter89.jpg

    Стиль, возникший в начале XX века на основе революционных молодежных веяний.
Зародившись в послевоенное время, этот стиль отражает психологический настрой передового общества, демонстрирует перестройку человеческого сознания, отказ от вечных и традиционных ценностей, показавшихся ненужными и устаревшими.
Основа стиля Авангард – обязательный контраст, яркий и чистый цвет – белый, красный, желтый, зеленый, иногда использование нескольких контрастных цветов одновременно. Динамика и экспрессия, вызов классическим канонам. Причем метод контраста может быть использован не только, например, между стенами, полом и потолком, но и на одной поверхности одновременно.
 В отделке предпочтение отдается новым современным материалам и технологиям, металлизированные покрытия и обои, декоративные штукатурки, ламинированные покрытия, подвесные потолки, лакокрасочные материалы.
Мебель может быть как простых и лаконичных форм, так и экспериментальной, креативной, выполненной из стекла, металла или других современных материалов. Главное, чтобы не было мелкого декора, всякого рода украшательства без функциональности. Интерьеры наполнены высокотехнологичной техникой и последними веяниями в освещении и декоре. Стиль Авангард – отказ от правил, желание экспериментировать и выделяться, вносить новшества и не жить по правилам. 

Ар - деко.

andrew_martin_3.jpg 321203996134.jpg

Стилистическое течение в Западной Европе и Америке, получившее название от международной Выставки декоративного искусства “Internationale des Arts Decoratifs Industriels et Modernes” в Париже в 1925 году.
    Этот стиль известен, прежде всего, как «стиль звезд», стиль богемы и роскоши, последний шик европейских столиц и голливудских холмов. Отличается скругленными, обтекаемыми формами мебели, сочетанием хрома и дерева, использованием  дорогих экзотических материалов в отделке, таких как слоновая кость, крокодиловая и змеиная кожа, черное эбеновое дерево, перламутр и бриллианты. Женские  скульптуры в неестественно-экспрессивных позах, статуэтки фантастических драконов и лебедей, формы раковин,  волн и зигзагов. Абстрактные мотивы и яркие, смелые, иногда дерзкие, оригинально подобранные цветовые сочетания. Характерно группированные отдельно взятых стильных вещей: мебели, керамики, тканей, изделий из дерева или бронзы, смешение элементов Ампира, архаики египетского искусства, индийской и африканской екзотики.
Ар-деко отрицает любой намек на аскетизм и минимализм, еще его можно назвать стилем,  который соединяет несовместимое – экзотику и простоту, восточные мотивы и антиквариат с современными произведениями искусства, например, кубизмом. То же касается и сочетания материалов – мрамор и стекло, бронза и хромированные поверхности. Цвет стен пастельный и неяркий, однотонный, они как бы являются ненавязчивым фоном, часто используется покрашенный бордюр из геометрических фигур – окружностей, треугольников, прямоугольников, зигзагов. Мебель в основном темная, почти черная, из ценных пород  дерева.  Яркие броские цвета в основном используются в орнаментах. Один из самых популярных - египетский полукруг, символизирующий восходящее солнце.
Стиль Ар-деко вновь стремительно стал популярен в наше время, начиная с 1990-х годов и остается таковым по сей день благодаря своей изобрететельности и  эклектичности, играя на человеческом тщеславии, стремлении продемонстрировать высокий доход и положение в обществе.

Готика.

gothic_full_22222222222222.jpg gothic style8.jpg

Западноевропейский стиль XII-XIV века. Венец Средневековья. Место рождения – Париж.
    Один из самых противоречивых и ярких стилей в интерьере – готический, -  похож на портал между двумя мирами, ворота в ад и рай одновременно.  Он пробуждает связь между нашим светлым и темным «Я», и,  соблюдая принцип непостижимого равновесия, сводит воедино наших ангелов и демонов.
 Невероятно красивый и величественный, мрачный и загадочный, угрюмый и  демонический, он вызывает потусторонние страхи и мистический трепет. Но фантастичные, превосходящие все существующие до сих пор конструкции готики преодолевают громоздкость камня.  Взлетающие в небо колючие иглы шпилей, огромные стрельчатые окна с разноцветными витражами,  симфония преломления солнечных лучей создают главный, ключевой принцип  этого стиля – стремление к Божественного света. Ведь витражам припысывали способность просветлять душу человека и удерживать его от зла. Вследствие этого основными чертами могут считаться иррационализм, дематериализация, стремление вверх, мистика, легкость, экспрессивность.
Интерьеры в готическом стиле величественны и изящны. Полы из камня или дерева, иногда используются ковры. Стены  не загромождены мебелью, часто с росписью или украшены гобеленами вместо картин. Характерны каменная и деревянная кружевная резьба, использование каменной мозаики и майолики, ажурная ковка, высокие стрельчатые окна и своды. Цветные витражи в виде стрельчатых арок – одна из самых узнаваемых особенностей стиля готики. Огромные окна, многоцветные витражи, световые эффекты, наконец, прекрасное окно-роза над входом – все это и создает неповторимое “лицо” стиля готики.
Мебель имеет четкие каноны - высокие двустворчатые шкафы с четырьмя, шестью или девятью филенками, а также буфеты на высоких ножках, высокие спинки стульев, точная геометрическая орнаментика, противоречащая самой фактуре дерева. Кровати с балдахинами или большими деревянными каркасами, или встроенные в стену. Ну и обязательный  основной элемент мебели – сундук. Сундук-шкаф, сундук-скамья, сундук-столик, деревянный и кованый железом, обитый кожей или расписной. В дизайне интерьеров готического стиля используются  насыщенные красные, синие, желтые, коричневые оттенки, а также золотые и серебряные нити.
Человек, живущий в таком интерьере, претендует как минимум на загадочность и оригинальность, изощренную фантазию и неординарный склад ума.

Стимпанк (паропанк).

 Стимпанк.jpg 1340136474_s8.jpg 

Неформальное дизайнерское течение,созданное  в США в 1980 годах поклонниками ретрофантастической литературы и  технологий паровых машин,  Викторианской науки спиритиритизма XIX века. Обрел огромную популярность в прогрессивной культурной среде, один из излюбленных стилей голливудских режисеров и нью-йоркской богемы, распространился по всему миру и набирает обороты популярности в наши дни.
    Стимпанк – это собирательный образ из странных сооружений, основанных на принципах механики и паровых машин, сделанных по технологиям Викторианской эпохи и мрачной эстетики фантастов, таких ,как Герберта Уэлса или киберфантаста Кевина Джетера.
    Технофетишизм этого стиля  делает его таким загадочным и неповторимым.  Интерьеро-образующие элементы создаются  из клёпаного металла, медных труб, полированной кожи и дерева. Рычаги, датчики давления, шестеренки, тумблеры - все это используется в обычных бытовых вещах, делая такой стиль на первый взгляд зловещим и мистическим для неподготовленного обывателя. Антураж всего этого причудливого  техномира – строгий Викторианский шарм, кирпичные стены, классические формы и тяжелый текстиль, как будто сошедшие со страниц романов Конан Дойля о Шерлоке Холмсе, тоже , кстати, сумасшедшем поклоннике прогресса, как, впрочем, и  Мориарти.


 Футуризм ( от лат. Futurum - будущее).

fut_4.jpg levelgreen1.jpg

Один из очень противоречивых и трансформировавшихся стилей в искусстве и архитектуре, поскольку само значение слова подразумевает предвидение и прогнозирование будущего, а нет ничего более изменчивого, загадочного и непонятного, чем текущее время.
Как ни печально, зародившись в начале XX века, как ответвление Авангардизма, футуризм нес философию очищения от груза слабого  и несовершенного мира  через его уничтожение, пропагандируя «чистку  войной» и геноцидом. Так призывал в своем « Манифесте футуризма» его основоположник Филиппо Томмазо Моринетти. Именно эта книга была одной из основополагающих в фашизме. Но это история.
Тем не менее, принцип внедрения новых технологий и материалов, выход за все мыслимые и немыслимые условные рамки привлек множество поклонников в мире дизайна и архитектуры, сподвигнул на творческий полет фантазии без границ.  Главное правило современного футуризма – отказ от всех правил и законов, немыслимая интерпретация и использование необычных материалов, тотальный эпатаж всеми способами – цветом, формой, назначением  и первоисточниками, все, что может удивить и шокировать, восхитить и уже завтра стать привычным, ведь будущее – оно рядом!